ООО «НПО «СЕВЕРНАЯ АРХЕОЛОГИЯ-1»
628305, РФ, ХМАО-Югра,
г. Нефтеюганск, а/я 398
Т/ф:   (3463)29-46-23

Исследования на севере Приуральского района ЯНАО проводились несколько лет (2005—2007 гг.) в рамках обследования участка проектируемого магистрального газопровода «Бованенково — Ухта» и связанных с ним объектов строительства, автодорог, карьеров, линий электропередач. Экспедицией и разведочными группами руководили Г. П. Визгалов и О. В. Кардаш. Исследования проводились несколькими отрядами с использованием вездеходной техники. В качестве методики обследования применялось пешеходное обследование указанных участков, осмотр эрозионных обнажений почвы, закладка разведочных шурфов.

Предгорья Полярного Урала

В результате работ непосредственно в зоне строительства проектируемой трассы на правобережье реки Кара было выявлено 12 объектов культурного наследия. Памятники составляли два комплекса. Первый, в окрестностях озера Коматы, включает 5 объектов: селища Коматы-сё 1, Коматы-сё 2, Коматы 2 и стоянки Коматы 1, Коматы 3. Второй комплекс на правом берегу реки Нярма-яха (правый приток реки Кара) представлен 7 объектами: селищами Нярма-яха 1, Нярма-яха 3, Хальмерто 1 и стоянкой Нярма-яха 2, Нярма-яха 4, Нярма-яха 5; на левом берегу реки Большая Ледхэйяха — стоянкой Лядхэйяха 1.

Лагерь разведочной группы на р. Нярмаяха

Все выявленные археологические объекты — это места сезонных поселений и кратковременных стоянок древнего аборигенного населения региона. Большинство из них на поверхности не выражены и выявляются преимущественно благодаря обнаружению на эрозийных обнажениях почвы фрагментов керамических сосудов и каменных или металлических орудий. Лишь на поселении Нярма-яха 3 визуально фиксировались две прямоугольные впадины.

Фрагмент керамического сосуда VI - VII вв., железные и костяные наконечники стрел периода средних веков, каменные дисковидные грузила - частая находка на средневековых стоянках.

Время функционирования большинства памятников относится к Средневековью, только один памятник — стоянка Коматы 1 — был датирован периодом энеолита.

Большинству из выявленных в процессе полевых исследований памятников археологии при проведении работ по строительству МГП «Бованенково — Ухта» грозило неминуемое разрушение. Эксперты предложили изменить  проектное решение прохождения трасы либо провести аварийно-спасательные раскопки, что и было реализовано впоследствии.