ООО «НПО «СЕВЕРНАЯ АРХЕОЛОГИЯ-1»
628305, РФ, ХМАО-Югра,
г. Нефтеюганск, а/я 398
Т/ф:   (3463)29-46-23

Проект «Русский коч» подготовлен О. В. Кардашом и Г. П. Визгаловым в 1998 г. и действует с 1999 г. Он содержал программу комплексного изучения истории и материальной культуры русского населения периода освоения Западной Сибири государством Московским в XVI—XVIII вв. Коч в контексте программы не только предмет исследования, но и символ стремительного освоения североевразийского пространства.

Проект предусматривал проведение археологических, историко-архитектурных, историко-архивных, этнологических и историко-инженерных исследований.

Русский коч

Изучение судостроения и судоходства в Северо-Западной Сибири — одна из приоритетных задач проекта. Несмотря на появление ряда публикаций, эта тема остается одной из наименее изученных в региональной истории, поскольку материалы, которые могли бы стать источником новых сведений, заморожены в культурном слое Мангазеи.

Коч — морское парусно-гребное судно, обеспечившее освоение Сибири со стороны Северного Ледовитого океана. Такие суда строились и снаряжались не только в Поморье, но и во вновь возникших сибирских городах. «Мангазейский ход» начинался от Верхотурья и Тюмени и проходил по Оби через Тобольск, Самарово, Березов. Заканчивалось плавание в Мангазее, где многие из судов разбирались на жилые и хозяйственные строения.

Окладной венец дома построенного из одного судна. По обмерам этих деталей выполнялась последняя реконструкция.

С 2001 по 2009 г. из культурного слоя городища было извлечено несколько сотен судовых деталей, от скоб и гвоздей до целых килей, штевней и мачт.

Киль (колода) восьмисаженного коча, был использован для окладного венца хозяйственной постройки

Подробное исследование этих деталей позволило инженеру-судомоделисту С. А. Кухтерину сделать первую достоверную реконструкцию одного из типов кочей, известного по источникам как «восьмисаженный».

Макет – реконструкция коча начала XVII в. (2008 г. автор С.А.Кухтерин)

В рамках проекта изучались материалы и по речным судам, поскольку при их строительстве применялись близкие технологические приемы. Выполнены реконструкции дощаника и барки — судов речного класса, обеспечивавших основные грузоперевозки по рекам Западной Сибири.

Исследования нельзя считать завершенными, но первые результаты освещены в печати, на конференциях, а макеты судов занимают достойное место в музейных экспозициях.