ООО «НПО «СЕВЕРНАЯ АРХЕОЛОГИЯ-1»
628305, РФ, ХМАО-Югра,
г. Нефтеюганск, а/я 398
Т/ф:   (3463)29-46-23
  • Мангазея: новые археологические исследования
  • Мангазея: кожаные изделия
  • Обдорский край и Мангазея в XVII веке
  • Мангазея – первый русский город в Сибирском Заполярье
  • Надымский городок в конце XVI – первой трети XVIII вв. История и материальная культура.
  • Полярный архив, том 1
  • Святилище Ай-орт-ики на реке Малый Салым: историко-этнологическое исследование
  • Погребальный обряд русских Среднего Прииртышья XVII – XIX вв. По материалам комплекса Изюк-1
  • Раннесредневековые золоченые шлемы. Новые находки и наблюдения
  • Краеугольный камень, том I
  • Краеугольный камень, том II
  • Река Аган и ее обитатели, том I
  • Река Аган и ее обитатели, том II
  • Салымский край
  • Населенные места Салымского края
  • Материалы и исследования по истории Северо-Западной Сибири
  • Коч — русское полярное судно: проблемы исследования и реконструкции
  • Мифологика мира мертвых
  • Поселение и могильник Частухинский Урий
  • УДК 050500000

    ББК – 63.5 (2Р53)

    С 16

    Салымский край.Научно-художественное издание.

    Екатеринбург: «Издательство «Тезис», 2000 т., 344 стр. с илл.

    Книга посвящена истории и культуре Салымского края — нынешнего Неф-теюганского района, отражает культуру и быт коренного населения — хантов. Рассмотрена специфика двух групп, населяющих в наши дни территорию края: салымской и юганской. Издание основывается на материалах этнографичес­ких и археологических экспедиций.

    Предназначено как для специалистов, так и для широкого круга читателей — для всех, кто интересуется историей этой древней земли.

    Научный редактор:

    Визгалов Г.П.

    Общественная редакция:

    Клепиков А.В. Черкасов В.Я.

    Авторский коллектив:

    Гриценко В.Н.(к,и.н., декан исторического факультета ТГПИ)

    Ивасько Л.В. (археолог, г. Екатеринбург)

    Ильина И. В. (к.и.и., научный сотрудник ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН)

    Кардаш О.В. (археолог, г. Екатеринбург)

    Клепиков А.В. (глава администрации Нефтеюганского района)

    Мартынова Е.Щд.и.н., завкафедрой истории России ТГПИ)

    Суровень Д.А. (к.и.н., доцент УрЮА)

    Фёдорова Е. Г. (к.и.н., научный сотрудник МАЭ)

    Фото:

    Визгалов Г.П.

    Кардаш О.В.

    Карачаров КГ.

    Лебедев Г.И. (репродукции с фото из Архива ТГИАМЗ)

    Мартынова Е.П.

    Стариков А.Е.

    Сумин В.В.

    Шестаков Ю.С.

    Щукин А.В.

    Издательский коллектив:

    Берников А.С. Горбунов Ю.А. Горшкова М.Г. Киселёв Э.В. Широкова Н.А.

    Авторский коллектив выражает глубокую благодарность Нефтеюганскому краеведческому музею и Тобольскому государственному историко-архитектурному музею-заповеднику за материалы, предоставленные из их фондов; за оказанную помощь и содей­ствие — директору ТГИАМЗ А.В. Малышкину, сотрудникам ТГИАМЗ Е.В. Перевало­вой, Н.С. Ивановой, Л.С. Сладковой; а также О.В. Котову, П.Ф. Лимерову и К.Г. Карачарову — за возможность использования их неопубликованных материалов.
    Без объявл. ISBN 5-94131-001-3


    © Центр историко-культурного наследия

    администрации Нефтеюганского района, 2000г.

    © Главное управление культуры Ханты-Мансийского автономного округа, 2000г.

    © Экологический фонд Нефтеюганского района, 2000г.

    © Авторский коллектив, 2000г.

    © «Издательство «Тезис», оформление, 2000г.

    ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

    Знание истории родного края — это необходимый элемент человеческой культуры. Без прошлого человек не может в полной мере ни осознать настоящее, ни заглянуть в будущее.
    Почти 200-тысячное население поселков Нефтеюганского района, городов Нефтеюганска и Пытъ-Яха в большинстве своем состоит из людей, приехавших сюда в 60-80-е годы.
    Они освоили месторождения нефти, построили города и поселки,
    создали семьи и вырастили детей… А на вопрос — первые ли мы здесь и есть ли прошлое у этого края — мало кто может ответить.
    Уверен, что эта книга для многих жителей Нефтеюганского района станет настоящим открытием такой знакомой Неизвестной Земли. Читатели не только узнают, что ее раньше называли Салымским краем, но и откроют страницы древней и новейшей истории, узнают о культуре и быте аборигенного населения, которое задолго до «индустриального покорения Сибири» заселило и освоило эту землю. Они осознают, что и в прошлом этот край не был изолированным островком, а был тесно связан с другими регионами, и в нем, как в зеркале, отразились политические и культурные процессы всего евроазийского континента. То есть, край этот со всеми его особенностями — неотъемлемая часть не только Российского, но и общечеловеческого культурно-исторического наследия.
    Думаю, что книга эта важна для молодого поколения — для тех, кто родился и вырос на Нефтеюганской земле. Хочется верить, что она поможет молодежи обрести здесь не только место работы и проживания, но и Малую Родину.
    Ведь если нет у человека Малой, то не будет и Большой Родины — России…

    Глава администрации Нефтеюганского района
     А.В. Клепиков

    САЛЫМСКИЙ КРАЙ

    Эта книга посвящена истории Салымского края, культуре и быту его коренного населения. Нефтеюганский район отмечает в 2000 году свой 20-летний юбилей. Но история района и края — это не только его нефтяная новь. Район вырос на древней земле, освоенной за много веков до прихода сюда нефтяников, газовиков, строителей. В книге вы найдете сведения о древних временах и событиях наших дней.

    Книга состоит из 9 очерков — по археологии, этнографии, истории края. Основными источниками для книги стали материалы археологических и этнографических экспедиций, работающих в Нефтеюганском районе с 1991 года. В результате полевых исследований был собран богатейший материал по древней истории, фольклору, традиционному хозяйству, быту, обрядам, верованиям населения. Привлечены также и материалы архивов Тобольского государственного архива Тюменской области и Сургутского районного архива, рассказывающие о промышленном освоении региона, а также статистические данные конца XVIII-XIX веков, послужившие основой для анализа демографических процессов у хантов Салымского края.
    В ходе работы над монографией судьба свела нас со многими интересными людьми — знатоками родного края и его традиций. Мы благодарны местным жителям — С.В. Качаловой (пос. Салым), А.Д. и П.Д Каюковым, А.Н. Каюкову и Л.А. Ярсомовой, Л.Н. и В.В. Каюковым (с. Пунси), А.П. Совкунину (юрты Совкунины Зимние), К.Т. Рябовой, И.Я. Совкунину, Е.Е. Совкуниной, Р.Е. Шишкиной, К.Т. Рябовой, А.И. Наргину, Д.С. Милясову, Г.К. Лебедевой, B.C. Безух, Т.Г. Аламину А.Е. Воробьевой (пос. Лемпино), В. Лукину, Н. Каинову, М.Е. Каюковой (пос. Салым), Ф.Ф. Каюковой, А.А. Когончину (Тукан).

    За последние годы многие из тех, с кем мы работали, ушли из жизни. С горечью признаем, что вместе с ними утрачены, и к сожалению, навсегда, многие знания о самобытной культуре салымских и юганских хантов. Пока не поздно, пока еще живы носители культуры, нужно продолжать исследования, а для этого очень важны понимание и поддержка государственных структур и органов управления на местах.

    Появление этой книги стало возможным только при поддержке администрации Нефтеюганского района и Главного управления культуры Ханты-Мансийского автономного округа и комитета культуры г. Нефтеюганска. Научным изысканиям, которые проводились на территории края эпизодически, администрация района придала системный и целенаправленный характер. В 1991 году ею была принята программа «Выявление, изучение и популяризация исторического наследия». В 1993 году был создан Комитет по охране и использованию историко-культурного наследия при администрации Нефтеюганского района, который возглавил работу по выявлению и сохранению памятников истории Салымского края. Наглядный тому пример — восстановление одного из древних хантыйских святилищ Ай-ега на р. Малый Салым — опыт пока единственный на территории Ханты-Мансийского округа.

    В районе идет планомерная работа по организации особо охраняемых историко-культурных территорий, где жители и гости края могут соприкоснуться с древнейшей историей, проникнуться чувством уважения к этой земле. Наша книга — закономерный этап изучения истории и культуры края.
    Основное внимание в монографии уделено истории и культуре коренного населения бассейна р. Салым — хантам. О них многие нефтеюганцы — выходцы из самых разных уголков нашей необъятной страны — имеют смутные, а подчас и ложные представления. Авторы попытались в доступной форме рассказать о традиционном хозяйстве, быте, обычаях, обрядах религии коренного населения Салымского края.
    Ханты — малочисленный народ севера Сибири (22,5 тыс. чел.), близкородственный манси. В научной литературе для обозначения этих народов используется название обские угры. Их язык, наряду с венгерским, относится к угорской группе уральской языковой семьи (куда кроме угорских входят также прибалтийско-финские, поволжско-финские, финно-пермские, самодийские и саамский языки). До 1930-х годов по отношению к хантам использовался этноним «остяки», нередко употребляющийся и в современной исторической литературе. Название ханты образовано от самоназвания народа хантэ, кантах.

    В формировании (этногенезе) хантов еще много неясного и противоречивого, исследователи не могут прийти к единому мнению по целому ряду вопросов. Согласно наиболее распространенной точке зрения, разработанной венгерским ученым-лингвистом П. Хайду, далекие предки всех народов уральской языковой семьи в 6-5 тысячелетии до н.э. жили в лесной и лесостепной зоне Урала и Западной Сибири. В конце 5 тысячелетия до н.э. прауральская общность распалась: предки самодийских народов обособились от предков финно-угров. Прафинно-угры сохраняли относительное единство до начала 2 тысячелетия до н.э., затем процесс распада продолжился, протоугорские племена обособились на территории лесостепного и степного Приуралья. Угры вели комплексное хозяйство, базирующееся на животноводстве (преимущественно на разведении лошадей), охоте, рыболовстве и земледелии (в зачаточной форме). Считается, что животноводческие и земледельческие традиции у древних угров развились под влиянием их более южных соседей — праиранцев.

    Во 2 тысячелетии до н.э. в связи с потеплением климата граница степи сдвинулась на север, вследствие чего начались изменения в расселении угров — они продвинулись в более северные области, где смогли сохранить комплексное хозяйство. Часть древнеугорских племен (предки венгров) оказалась в засушливой степной зоне, малопригодной для земледелия, рыболовства и охоты, и перешла к кочевому животноводству. В VII веке до н.э. наступило похолодание, тайга вернулась к своим прежним границам, предки обских угров оказались в таежной зоне. В этот период началось продвижение правенгерских племен на юг, затем на запад, а праобскоугорские племена начали расселение по лесной и лесотундровой зонам по обе стороны Урала. В ходе миграций на север они смешивались с аборигенным охотни-чье-рыболовецким населением, языковая принадлежность которого предположительно определяется как уральская. В результате пришельцы-угры ассимилировали местные племена по языку, но переняли их формы хозяйства (охоту и рыболовство), отказавшись от земледелия и животноводства. Все исследователи единодушны в мнении о том, что культура обских угров двухкомпонентна: она включает традиции аборигенных (северных) племен и пришлых с юга угров-скотоводов. В последующий период этнической истории в среде хантыйского населения происходили многочисленные миграции, которые приводили к смешению как с иноэтничными компонентами, так и различных групп хантов между собой.

    В настоящее время ханты населяют бассейн Средней и Нижней Оби с притоками Васюган, Юган (Малый и Большой), Вах, Аган, Тромъ-еган, Пим, Салым, Назым, Казьш, Сыня, Куноват и бассейн Нижнего Иртыша с притоками Конда и Демьянка. В хозяйственных занятиях, материальной и духовной культуре, формах социальной организации, языке и фольклоре имеются локальные различия. По общепринятой классификации ханты подразделяются на северную, южную и восточную этнографические группы. Эти группы делятся на более мелкие, называемые обычно по реке, в бассейне которой они проживают — аганские, казымские, куноватские, ва-ховские, салымские, юганские и т.д. Формирование каждой из таких групп имеет свои особенности, которые еще остаются недостаточно изученными. Локальные группы хантов испытывали влияние соседних народов (коми, ненцев, селькупов, эвенков, русских, сибирских татар), смешиваясь между собой.

    Территорию Нефтеюганского района населяют две группы хантов — са-лымская и юганская. Салымских хантов можно считать аборигенами края, так как они расселились здесь раньше всех остальных этнических групп и их формирование происходило на этой территории. Юганские ханты, хотя и относятся к коренным жителям Севера Западной Сибири, для Салымского края — группа пришлая, переселившаяся сюда в 30-е годы нашего столетия. Эти две группы хантов отличаются друг от друга по языку, хозяйству, культуре и быту. Различаются они и по степени сохранения традиционной культуры. Салымские ханты уже к началу XX века значительно обрусели, утратив специфические черты национальной культуры и язык. Сейчас большая часть салымцев проживает в поселках, лишь немногие из них заняты в традиционных отраслях хозяйства. Юганские ханты живут по стойбищам из 1-3 семей, сохраняют язык, приверженность традиционным формам хозяйства, быта и культуры.

    В природно-географическом отношении Салымский край расположен в лесоболотной зоне средней тайги Западно-Сибирской равнины, занимая юго-западную часть Среднеобской низменности. Ландшафт в этом районе очень разнообразный. На севере, в обской пойме, рельеф плоский или слабохолмистый, растительность представлена в основном мелколиственными породами деревьев, осиной и березой; часто встречаются заливные луга и кустарники, на останцах и коренной террасе берега к лиственным породам примешиваются хвойные: кедр, ель, пихта, реже сосна. К югу местность несколько повышается, встречаются и довольно значительные возвышенности. Самые крупные из них — Тимиковский и Балык-ский Материки — служат водоразделом двух основных водных артерий: Балыка и Салыма. Большая часть территории края заболочена; болота занимают две его трети, леса — менее трети.

    Наиболее крупные болотные массивы лежат по водоразделам. Леса в районе преимущественно урман-ные с преобладанием темнохвойных. Сосновые боры встречаются лишь, в верхнем течении Большого Салыма, здесь же можно встретить и лиственницу. Из наиболее крупных озер края надо отметить Итши-тох, имеющее самое большое водное зеркало, и озеро Сырковый Сор, при сравнительно небольшой площади глубина которого достигает 60 метров. У местного населения именно с этим озером связано множество легенд и преданий.

    Климат в здешних местах резкоконтинентальный, характеризуется продолжительной суровой зимой и коротким теплым летом. Переходные сезоны — весна и осень — очень короткие. Заморозки длятся до поздней весны и возобновляются ранней осенью.

    Среднегодовая температура    4°С. Средняя температура самого холодного месяца — января 22-24°С, а самого теплого — июля — +16-18°С. Продолжительность безморозного периода чуть больше 90 дней. Среднее количество осадков, выпадающих за год, — 467,4 мм. Снежный покров устанавливается в конце октября — начале ноября и исчезает во второй половине апреля. Грунт промерзает на глубину до 2,2 метра, полностью оттаивает он лишь в начале сентября. Ветры преобладают западные.
    Несмотря на суровые природные условия, люди издавна заселили Салымский край, создали здесь неповторимую и богатую культуру. Об этом и пойдет речь в нашей книге.

     

     

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Глава I
    История изучения края
    Мартынова Е.П.

    Глава II
    Древняя история
    Ивасъко Л.П., Кардаш О.В., Суровенъ ДА.

    Глава III
    Демография
    Мартынова Е.П.

    Глава IV
    Хозяйство
    («Пища и посуда»: Ильина И.В., Фёдорова Е.Г.)

    Глава V
    Материальная культура
    Фёдорова Е.Г.

    Глава VI
    Социальная организация.
    Мартынова Е.П.

    Глава VII
    Семейные обряды и традиции
    Мартынова ЕЛ., («Воспитание детей»: Ильина И.В.,
    «Погребальный обряд»: Фёдорова Е.Г.)

    Глава VIII
    Религия
    Ивасъко Л.П., Кардаш О.В., (Шаманство»: Фёдорова Е.Г.)

    Глава IX
    Новая история
    Гриценко В.Н., Клепиков А.В.

    Библиография

    .

    НАВЕРХ

    ❋   18 апреля - Международный день охраны памятников и исторических мест       ❋   15 августа - День археолога