Коч — русское полярное судно: проблемы исследования и реконструкции

Наши издания

ТНЕ CENTRE FOR HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE Nefteyugansk District,  Khanty-Mansiisk Autonomous Region
THE RUSSIAN RESEARCH INSTITUTE FOR CULTURAL AND NATURAL HERITAGE named after D.S.LIHACHEV

KOCH — RUSSIAN POLAR SHIP. Problems of Research and Reconstruction

Ответственные редакторы: П.В.Боярский, П.М.Шульгин
Авторы: Боярский П.В., Визгалов Г.П., Ивасько Л.В., Кардаш О.В., Сумин В.В., Шульгин П.М.

Коч — русское полярное судно: проблемы исследования и реконструк­ции.

М.: Институт Наследия, 2000. — 74 с., с шт. (резюме англ.).

ISBN 5-86443-2.

В работе рассмотрена история коча — уникального полярного судна допетровского времени. Созданный поморами коч стал единственным в мире судном эпохи великих географических открытий, приспособленным к плаваниям в ледовой обстановке. Благодаря кону, русские промышлен­ники и землепроходцы смогли начать освоение Северного морского пути, колонизовать обширное пространство Севера, осваивать новые поселе­ния за полярным кругом. Однако к нашему времени сохранились только письменные упоминания о коче, но остается неизвестным точный вид судна и его конструкция.

На основе археологических раскопок и научных исследований после­дних лет предложена программа реконструкции русского коча и подго­товки исторического эксперимента по плаванию на воссозданном судне. Реализация данной программы позволит поставить русский коч в ряду таких уникальных явлений всемирного наследия, как воссозданный Туром Хейердалом бальсовый плот «Кон-Тики» и папирусная лодка «Ра».

Книга предназначена для специалистов, изучающих культуру рус­ского Севера, историю мореплавания, а также для широкого круга читателей, интересующихся как вопросами краеведения тюменского севера, так и проблемами истории нашей страны.

© Центр историко-культурного наследия Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа
© Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва

Responsible editors: P. V. Boyarski, P.M. Shulgin
Authors: Boyarski P.V., Ivasko L.V., Kardash O.V., Shulgin P.M., Sumin V.V., Vizgalov G.P.

Koch — Russian polar ship: research and reconstruction problems.

M., Heritage   Institute,   2000.   74   pages,   ill.   (English   summary).

ISBN 5-86443-2.

In this research the history of Koch — unique polar ship of pre Peters time is presented. Created by the Pomors, Koch became the only ship in the world that was adapted to sail in the ice conditions during the Epoch of Great Geographical Discoveries. Due to Koch, Russian manufactures and explorers could begin mastering of the Northern Sea Way, colonise the vast northern area, and found new settlements beyond the polar circle. Nowadays there are only written witnesses about Koch but the exact outlook and ships construction is unknown.

Based on archaeological excavations and scientific research of recent years the reconstruction program of Russian koch and preparation of the historical experiment to sail by the reconstructed ship was proposed. Realisation of this program will let Russian koch to be placed among the unique objects of World heritage such as the balsa raft «Коп-Tiki», reconstructed by Tour Heyerdal, and papyrus boat «Ra «.

The book is destined for specialists who study the culture of Russian North, history of sailing, as well as for the broad circles of readers who are interested in the problems of studying of the local lore of the Tumen North and also by the problems of the Russian history.

© The Centre for Historical and Cultural Heritage Nefteyugansk District, Khanty-Mansiisk Autonomous Region
© The Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.S.Lihachev

ВВЕДЕНИЕ

Тема настоящей книги затрагивает один из малоизученных вопросов эпохи Великих географических открытий, а и излагаемый в ней проект является уникальным по тематике и по возможным научным и практическим выводам не только для северных территорий Западной Сибири, но и для возрождения культурного наследия России в целом.

Коч — судно, созданное русскими поморами, жившими на берегах Белого моря. Особенности конструкции судна делали его уникальным по способности преодолевать большие расстояния в водах арктических и субарктических районов Евразии, ходить в сложной ледовой обстановке. Обте-каемый корпус судна способствовал его выжиманию на поверхность при ледовом сжатии, а особая форма днища и боковые кили позволяли перетаскивать корабль волоком.  Существовало несколько типов кочей, но ни один из них не сохранился до нашего времени.

Вместе с тем русский коч — это один из символов освоения человечеством нашей планеты и взаимосвязи между различными народами. Данное явление по праву должно быть включено во всемирный научный оборот и найти соответ-ствующее место в числе таких прославленных научных экспериментов с уже известными символами нашей цивилизации как плот «Кон-Тики» и папирусная лодка «Ра».

В этой связи данная публикация имеет две четких цели.

Первая более конкретная цель это подготовка программы по поиску и реконструкции русского коча. Обский север — это место, где находятся остатки только русских (поморских) типов судов. Предполагается, что на основе обобщения результатов полевых исследований последних лет в северных районах, анализа имеющихся работ по восстановлению исторических судов, других исследований и исторических экспериментов в Арктике будет намечена конкретная программа поиска коча, определены направления работы экспедиций, а также программа действий, связанных с реконструкцией судна и проведения исторического плавания, сравнимого, например, с всемирно известными походами Тура Хейердала.

Вторая — более общая цель — предполагает формирование специальной стратегии сохранения историко-культурного наследия северных районов Западной Сибири. Русский коч явился своеобразным символом общения русских с коренными народами Севера, его плавания стали основой будущего расселения русского старожильческого населения. Фактически коч — это один из факторов культурного единства различных народов Севера, это своеобразный культурный символ освоения северного приполярного бассейна.

Обский север сейчас застроен молодыми городами. У молодого образованного населения этих городов формируется потребность осознания собственного наследия, осознания исторических корней на этой земле. Задуманный проект должен также дать ответ на вопрос о направлениях современной политики по сохранению и использованию культурного и природного наследия этого интересного региона. Обский север был центром освоения Сибири и Северного Ледовитого океана 400 лет назад. Именно сейчас, когда ставится задача возрождения Северного морского пути, молодые северные города этого региона могут стать тем хозяйственным и интеллектуальным центром, который возглавит работу по этому возрождению.

Русский коч является не только символом первоначального освоения этой территории, он становится и средством обратить более пристальное внимание людей к национальной культуре, к истории, к непреходящим культурным ценностям. Осуществление предложенного проекта может стать одним  из важнейших событий культурной и научной жизни Обского севера. Если намеченная работа по поиску и восстановлению  коча завершится успехом,  то  это  будет одно  из ярких   событий  российской  культурной   политики,   одно  из достижений,  имеющих мировой резонанс.

В работе над данным изданием приняли участие специалисты из различных регионов, которые в течение многих лет  активно занимаются научными изысканиями на территории Российского севера. Доктором исторических наук, на-чальником Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) П.В. Боярским написаны материалы для первого раздела; директором Центра историко-культурного наследия Нефтеюганского района Ханты-Мансийского округа Г.П. Визгаловым — материалы для первого раздела; археологом Л.В. Ивасько — материалы для первого раздела; археологом О.В. Кардашем — материалы для первого и второго разделов,ему же  принадлежит общая идея проекта;  археологом  В.В.Суминым — материалы для первого раздела; кандидатом экономических наук П.М. Шульгиным — введение и материалы для второго раздела, им же вместе с П.В. Боярским осуществлено научное редактирование книги; перевод на английский язык выполнен С.И. Мурашкиной.

Мы до сих пор не располагаем точным изображением коча, поэтому в книге использованы иллюстрации, излагающие видение коча и его предполагаемую реконструкцию различными авторами.

СОДЕРЖАНИЕ INTRODUCTION

ВВЕДЕНИЕ PREFACE

ПРЕДИСЛОВИЕ

КОЧ — РУССКОЕ ПОЛЯРНОЕ СУДНО

Коч и его конструктивные особенности

  1. Плавание на коче
  2. Центры постройки кочей и маршруты их плавания
  3. Историческая судьба коча
  4. Русский город Мангазея
  5. Надымский городок
  6. Европейские источники о Мангазее и Обдории
  7. Морская культура поморов и освоение русскими Северного морского пути
  8. Проблема реконструкции коча
  9. Исторический эксперимент в современных историк» географических исследованиях (опыт МАКЭ)

Литература

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА
ВОССТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО КОЧА    

  1. Цели и задачи проекта
  2. Этапы осуществления проекта
  3. Сроки реализации проекта

SUMMARY

_______________________________________

KOCH — RUSSIAN POLAR SHIP

  1. Koch and its construction features
  2. Sailing by koch
  3. Centres of koch construction and routs of its sail
  4. Historical destiny of the koch
  5. The Russian town Mangazea
  6. Nadymsky gorodok — a town of the Obdor County
  7. European sources on Mangazea and Obdoria
  8. Marine culture of the Pomors and developing of the Northern Sea Way by Russians
  9. Problems of koch reconstruction
  10. Historical experiment in modern historical geographical research (The MAKE experience)

Literature

THE PROGRAM OF REALIZATION OF THE PROJFiCT
OF THE RUSSIAN KOCH RECONSTRUCTION    

  1. Aims and purposes of the project
  2. Steps of project realisation
  3. Data of project realisation

SUMMARY

.
СЕВЕРНАЯ АРХЕОЛОГИЯ - 1