ББК 63.3(2Хан)+63.52(2Хан) С16
«Населенные места Салымского края»
Выпуск научно-художественного издания.
— Екатеринбург: «Издательство «Баско», 2005. — 304 с.: ил.
Книга «Населенные места Салымского края» продолжает серию книг по истории края, начатую коллективной монографией «Салымский край». Она посвящена историческим судьбам коренного населения и традиционных населенных пунктов Нефтеюганского района, тем, которые уже исчезли, и тем, которые существуют и развиваются в настоящее время. Внимание читателя акцентируется на традиционном домостроении, структуре поселения, религии, административном положении и управлении территорией, начиная от исторически обозримого XVII века и заканчивая настоящим временем. В приложение впервые представлен ряд архивных источников.
Авторский коллектив:
Главацкая Е. М. (кандидат исторических наук, г. Екатеринбург)
Коноваленко М. В. (этнограф, сотрудник ООО НПО «Северная археология»)
Вершинин Е. В. (кандидат исторических наук, г. Екатеринбург)
Ивасько Л. В. (археолог, сотрудник ООО НПО «Северная археология»)
Кардаш О. В. (археолог, зам. директора по науке ООО НПО «Северная археология»)
Загороднюк Н. И. (кандидат исторических наук, г. Тобольск)
Визгалов Г. П. (археолог, директор МУ HP «Центр историко-культурного наследия»)
Юнина М. В. (ст. научный сотрудник ТГИАМЗ, г. Тобольск)
© МУ Нефтеюганского района «Центр историко-культурного наследия» администрации 2005 г.
© ООО НПО «Северная археология», 2005 г.
© Авторский коллектив, 2005 г.
© Оформление «Издательство «Баско», 2005 г.
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая читателю книга продолжает серию издании по истории края, начатую коллективной монографией «Салымский край», и посвящена истории населенных пунктов Нефтеюганского района, основанных задолго до появления поселков и городов периода нефтегазового освоения территории. Речь пойдет о населенных пунктах хантов — коренных жителей региона.
Как и у человека, у каждого поселения есть своя история, своя судьба. Некоторые давно прекратили свое существование, и мы узнаем о них из архивных документов и старинных карт. Места, где когда-то кипела жизнь, сейчас превратились в пустоши-поляны, заросшие иван-чаем и крапивой. Другие существуют и в настоящее время, но живущие здесь уже не помнят и не знают их давней истории. Среди современных населенных пунктов есть такие, которые возникли на местах бывших хантыйских поселений (юрт) — Лемпино, Каркатеево, Салым. Сейчас население Нефтеюганского района в основном составляют приезжие. Они прожили и проработали здесь достаточно много лет, родили и вырастили детей и, естественно, начинают ощущать эту землю своей, проявлять глубокий интерес к истории как места непосредственного проживания, так и региона в целом.
История края насчитывает не одно тысячелетие. На его территории известны сотни археологических объектов, начиная с каменного века. Это тоже остатки древних населенных пунктов — поселений и городищ. Рассказу об исторических процессах каждого археологического периода можно посвятить отдельную книгу, но изучение археологического наследия еще продолжается, и будущая книга станет еще интересней и полноценней по мере накопления материала. С другой стороны, от населения мы неоднократно слышали о желании познакомиться с историей региона ближайших к нам по времени исторических периодов, связанных с началом русского освоения Западной Сибири. Поэтому главная задача этой книги — показать исторические процессы, происходившие на территории Салымского края с начала русской колонизации в конце XVI века до начала нефтегазового освоения. Эту часть истории помогают воссоздать письменные источники.
Книга состоит из семи глав, освещающих территориальное и административное устройство края, русское государственное и церковное управление начиная с конца XVI века до образования современного Нефтеюганского района, чему отведена отдельная глава. Проанализированые исторические процессы, происходившие в регионе после реформ Петра I, были тесно связаны с общей историей России. В книге отражены изменения в материальной и духовной жизни аборигенного населения под влиянием русской культуры.
Одним из важных факторов дальнейшего развития традиционной культуры коренного населения была его христианизация. Этому аспекту истории посвящена отдельная глава. В ней рассматриваются проблемы соотношения традиционной и христианской религий и влияния православия на хантыйскую религию и культуру в целом, а также церковное управление территорией Салымского края, населенные пункты которого относились к трем церковным приходам: Богородицкой приходской церкви в г. Сургуте, Богоявленской церкви в селе Юганском на Большом Югане и Успенской церкви в селе Селияровском на Оби.
В отдельной главе показано, что собой представляли традиционный населенный пункт и традиционное жилище хантов. Ставится проблема развития традиционной архитектуры с учетом исторических событий и влияний русской культуры. До сих по было принято считать традиционную архитектуру салымских остяков древней и автохтонной. Однако срубные дома, которые фиксируются исследователями с начала XX века, не известны по материалам археологических раскопок. Изменения в хозяйственной жизни (например, развитие коневодства в середине XIX в.), в домостроительных традициях происходили в результате постоянных контактов с русскими, основой которых были хозяйственные и религиозные отношения. Восприятие и адаптация новых элементов в традиционную культуру происходили постепенно и были растянуты во времени.
Ряд глав посвящен процессам миграции населения и их причинам. В истории региона не было такого населения, которое бы очень долго проживало на этой территории. Начиная с древности постоянно происходила смена населения. Исчезали одни населенные пункты, возникали другие, нередко на месте исчезнувших. Это могли быть даже очень близкие по культуре группы населения, но не преемники, поэтому не всегда новые поселенцы знали о культуре предшественников. Ярким примером тому служит феномен переселения хантов в XX в. из бассейна реки Юган в бассейн реки Салым, где еще недавно жили салымские ханты.
Значительные изменения в жизни Салымского края произошли с установлением советской власти, в специальной главе отражены исторические процессы, происходившие на территории края до 50-х годов XX века, результатом которых стало сокращение числа традиционных населенных пунктов и сселение представителей коренного населения в крупные национальные поселки — Лемпино, Чеускино, Каркатеево.
Книга дополнена источниками — так называемыми «ревизиями» или «ревизскими сказками». Это переписи ясачных (т. е. платящих ясак, налог) хантов. Информацией из этих источников может воспользоваться не только специалист-историк, но и каждый читатель. Например, узнать, где и какие ханты жили в XVIII или XIX веке, найти имена своих далеких предков и составить генеалогию отдельных хантыйских родов или определить, какие из хантыйских фамилий (семей) проживали на территории края издавна, а какие появились в XIX или XX веках.
Книга появилась благодаря поддержке администрации Нефтеюганского района, которая многие годы проводит политику поддержки целенаправленного изучения и популяризации исторического наследия края.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1
Административное устройство на территории Салымского края в XVII — середине XX вв.
Главацкая Е. М.
Глава 2
Характеристика традиционного населенного пункта региона
Коноваленко М. В.
Глава 3
Населенные пункты и население региона в XVII — XVIII веках
Вершинин Е. В.
Глава 4
Населенные пункты и население региона в XIX — начале XX века
Ивасько Л. В.
Глава 5
Религия и церковное управление региона
Кардаш О. В.
Глава 6
Салымский край в первой половине XX века
Загороднюк Н. И.
Глава 7
Современные поселения юганских хантов на территории Нефтеюганского района
Визгалов Г. П.
Приложения Подготовила Юнина М. В.