Краеведческие музеи, которые создавались в регионе, нередко располагались в неспециализированных, жилых, помещениях и были приспособлены прежде всего для экспозиций. И сейчас далеко не во всех музеях округа хранилища и помещения для работы с коллекциями имеют достаточные размеры и оборудование.
С каждым годом число материалов, полученных экспедициями «Северной археологии» в результате разведочных работ и стационарных раскопок археологических памятников, росло. Даже для временного хранения археологических коллекций требовалось создание и оборудование специализированных помещений. Наконец появилось единое хранилище для коллекций, где были созданы условия для полноценной камеральной обработки вещевых материалов. Здесь же организована фотостудия.
С конца 1990-х гг. хранилище заполняют артефакты, поступающие с арктических памятников, в том числе предметы из органических материалов, отлично сохранившиеся в условиях «замёрзшего» культурного слоя. Это обстоятельство определило развитие реставрационной деятельности: многие предметы из дерева и кости начинали деформироваться и частично разрушались после извлечения из слоя.
Первые работы по реставрации выполнялись в 1994 г. реставраторами музея изобразительных искусств Екатеринбурга: восстанавливались керамические сосуды и металлические изделия из раскопок могильника Усть-Балык. Позднее эти же реставраторы привлекались для консервации и реставрации скульптур святилища Ай-орт-ики на р. Малый Салым, а также Надымского городка и Мангазеи. Впоследствии методики первичной обработки и консервации были освоены сотрудниками и теперь применяются самостоятельно в полевых условиях.
Желание сохранить уникальные предметы, а также в эффектном виде представить их в научных, научно-популярных изданиях и на выставках определило создание собственной реставрационной лаборатории и подготовку специалистов. Реставрация нередко помогала при идентификации некоторых предметов и восстановлении метрических характеристик, что играет немаловажную роль в научных исследованиях.